Комитет по делам образования г. Челябинска совместно с МАУ ДО "Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска" с 15 июня по 15 сентября 2020 года в дистанционном режиме провел летнюю исследовательскую школу челябинского научного общества «Курчатовец – каникулы НОУ».
В рамках сотрудничества Комитета по делам образования г. Челябинска с Южно-Уральским государственным университетом для руководства научной онлайн-лабораторией "Право и искусственный интеллект" была приглашена заведующий кафедрой профессиональной подготовки и управления в правоохранительной сфере Юридического института д.п.н., доцент Танаева Замфира Рафисовна.
12 юных исследователей с 7 по 8-й класс из общеобразовательных организаций г. Челябинска пытались найти ответы на вопросы: какие существуют риски и преимущества, связанные с наделением искусственного интеллекта определённой правосубъектностью; будет ли искусственный интеллект равен в своих правах человеку; кого следует считать субъектом правонарушения: самого робота, изобретателя его или владельца; кто должен нести ответственность за причинение вреда действиями искусственного интеллекта (робота)? А, если искусственный интеллект, управляющий автомобилем совершит аварию, в результате чего пассажиры получат травму, возможно ли будет обратиться в суд и требовать возмещения вреда здоровью?
Чтобы ответить на эти вопросы ребята под руководством Танаевой З.Р. провели анкетирование, изучили нормативные правовые акты, регламентирующие внедрение и развитие технологий искусственного интеллекта, а также законодательство ряда государств в части правового регулирования деятельности искусственного интеллекта (США, Япония, Великобритания и др.). А руководитель лаборатории ознакомила ребят с понятиями: "субъект и объект правоотношений", "правосубъектность".
Увлекательно прошли занятия по решению ситуационных задач об использовании роботов, имитирующих действия консультанта в торговых точках, а также беспилотных автомобилей-роботов. Ребята попытались дать правовую оценку ситуациям, когда действия робота приводят к нанесению морального или материального вреда.
Ответственным этапом работы научной лаборатории стала разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части использования технологий искусственного интеллекта.
Взаимодействие с членами научной лаборатории осуществлялось еженедельно на платформе ZOOM. Работу научных лабораторий сопровождали очаровательные вожатые студенты Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
15 сентября состоялось итоговое мероприятие смены – "День науки", в рамках которого состоялась защита проектов. На итоговом мероприятии было представлено 14 индивидуальных и групповых проектов по тематике научных онлайн-лабораторий. Наш проект представили ученики 7 класса МАОУ СОШ №147 Шевченко Семен и Лыс Александр. Члены жюри высоко оценили уровень проекта и дали индивидуальные рекомендации для дальнейшего развития. Ребята получили приятные отзывы от организаторов и родителей.
Работа летней исследовательской школы «Курчатовец – каникулы НОУ» освещалась по ссылке: https://vk.com/smartkids74.
На наш взгляд, такая форма интеграции школы и вуза является одним из факторов развития новой образовательной системы в современных условиях и одним из возможных способов повышения результативности профориентационной работы.