В целях повышения уровня взаимодействия и укрепления сотрудничества между учебными заведениями высшего профессионального образования и развития цифровых технологий в правовых системах государственного управления заведующий кафедрой правоохранительной деятельности и национальной безопасности Южно-Уральского государственного университета (национального исследовательского университета), доктор юридических наук Зуев Сергей Васильевич выступил с докладом с использованием видеоконференцсвязи на II Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в деятельности органов прокуратуры», которая состоялась 21 июня 2019 года в Казанском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации.
Доклад Сергея Васильевича был посвящен вопросам использования электронной информации в уголовном судопроизводстве. В частности, обсуждался порядок применения статьи 164.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Известно, что Президент Российской Федерации В.В. Путин обратился к правоохранительным органам с просьбой «исключить применение в интересах следствия мер, приводящих к приостановлению деятельности предприятий, включая изъятие жестких дисков с рабочих компьютеров и серверов. Если для следствия нужно, а такая необходимость может возникать, и она имеется - достаточно снять копии, заверить их и пользоваться ими в ходе следствия».
12 апреля 2019 года был принят закон, который внес в УПК РФ положение части первой указанной статьи, согласно которому при производстве по уголовным делам, связанным с деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, изъятие электронных носителей информации допускается только в случаях, когда:
1) вынесено постановление о назначении судебной экспертизы в отношении электронных носителей информации;
2) изъятие электронных носителей информации производится на основании судебного решения;
3) на электронных носителях информации содержится информация, полномочиями на хранение и использование которой владелец электронного носителя информации не обладает, либо которая может быть использована для совершения новых преступлений, либо копирование которой, по заявлению специалиста, может повлечь за собой ее утрату или изменение.
В развитии этого на конференции возник вопрос о том, могут ли положения указанной статьи распространяться и на другие уголовные дела, то есть по общеуголовным преступлениям.
Свое мнение по данному вопросу Сергей Зуев сформулировал следующим образом: «Существующая правовая доктрина теории уголовно-процессуального права позволяет применение аналогии в рассматриваемой отрасли как в общем, так и относительно изъятия электронных носителей информации по различным категориям дел. Аналогия допускается в принципе, но это не является императивом. Аналогия может не применяться и это не будет нарушением закона. В случае же обжалования предметом рассмотрения непременно станут положения части первой статьи 164.1 с учетом конституционного равенства всех перед законом и судом. В отсутствии разумного объяснения необходимости изъятия данных носителей возникнет вопрос о необоснованном ущемлении прав и законных интересов владельцев носителей электронной информации или собственников такой информации. В любом случае, представляется целесообразным придерживаться положений рассматриваемой статьи в производстве других уголовных дел».
На конференции также обсуждались вопросы, связанные с электронным документооборотом в рамках цифровой трансформации органов прокуратуры; возможности программы АйСиЭм – блокировка сайтов (ICM) в деятельности органов прокуратуры; информационными технологиями в деятельности районных (городских) судов и Верховного суда Республики Татарстан; использованием программы документооборота «Надзор Веб 2019; трансграничными запросами в отношении электронных доказательств; квалификацией преступных посягательств на цифровую информацию; повышением уровня доступа граждан к правосудию при помощи государственной автоматизированной системы правовой статистики; особенностями оценки электронных доказательств в уголовном судопроизводстве; необходимостью развития цифровой экосистемы органов прокуратуры и многие другие.